Родительский университет

План мероприятий родительского университета

Утверждаю

Директор

ГУО «Малоситнянская базовая школа

Полоцкого района»

______________Т.В. Козловская

__________________  20__

 

План мероприятий родительского университета

на 2023/2024 учебный год

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответственные

1

1-й  класс

 

 

 

1.1

Тема 1.

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая,

психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция

классный

руководитель

1.2

Тема 2.

Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа

 

классный

руководитель

 

1.3

Тема 3.

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

круглый стол

классный руководитель

1.4

Тема 4.

1. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

2. Ненасильственные методы воспитания в семье

апрель

семинар-

практикум

 

классный руководитель

 

2

2-й класс

 

 

 

2.1

Тема 1.

Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классный руководитель

2.2

Тема 2.

Главные правила здорового образа жизни.

декабрь

круглый стол

классный руководитель,

 

 

 

Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

 

 

медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное   благополучие и семейное не благополучие.

Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи

со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка

 

 

февраль

лекция

классный руководитель

2.4

Тема 4.

1. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

2. Ненасильственные методы воспитания в семье

май

круглый стол

классный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4-й класс

 

 

 

3.1

Тема 1.

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь 

лекция

классный руководитель,

медицинский работник 

3.2

Тема 2.

Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:

культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол

классный

руководитель

3.3

Тема 3.

Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.  Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

круглый стол

классный руководитель

 

 

3.4

Тема 4.

1. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

2. Ненасильственные методы воспитания в семье

май

круглый стол

классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников.

Развитие памяти и внимания младших школьников.

Мотивы учения младших школьников. Отношения в семье как основа взаимопонимания.

Поощрение и наказание детей в семье

Классные руководители

2

Воспитание вежливости.

Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

Роль отца в воспитании ребенка.

Роль семьи в воспитании духовно- нравственных ценностей ребенка.

Семейные традиции и ценности в воспитании детей.

Чтение с увлечением

 

Классные руководители

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?  Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка. Интеллектуальное развитие ребенка.

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних

 

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся VI-VIII классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответственные

1

6-й класс

 

 

 

1.1

Тема 1.

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция

классный руководитель

1.2

     Тема 2.

Профилактика                         проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.).

Причины    зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей   в предупреждении

отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум

классный руководитель

 1.3

Тема 3.

Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности.

Основные   правила медиабезопасности для родителей и подростков.

Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

 

март

круглый стол

классный руководитель

1.4

Тема 4.

1. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

2. Ненасильственные методы воспитания в семье

май

семинар-практикум

классный руководитель,

медицинский работник 

2

7-й класс

 

 

 

2.1

Тема 1.

Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе

сентябрь

беседа

 классный руководитель,

медицинский работник 

2.2

Тема 2.

Профилактика правонарушений подростков.  Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и            причины правонарушений.

Подростки «группы риска»

ноябрь

беседа

 

классный руководитель, инспектор ИДН

2.3

Тема 3.

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь     семьи    с ребенком- подростком:

борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

семинар-практикум

классный руководитель

                 

 

2.4

Тема 4.

1. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

2. Ненасильственные методы воспитания в семье

апрель

беседа

классный

руководитель

3

8-й класс

 

 

 

3.1

Тема 1.

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей          и        их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторовуспешного

достижения целей

октябрь

беседа

классный

руководитель

3.2

Тема 2.

Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения

(поведения «жертвы»)

декабрь

семинар-

практикум

 

классный руководитель, инспектор ИДН

 

 

 

 

 

3.3

Тема 3.

Осторожно: суицид. Суицид среди

несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального

поведения

март

беседа

классный руководитель

3.4

Тема 4.

1. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

2. Ненасильственные методы воспитания в семье

май

круглый стол

классный руководитель

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся VI-VIII классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка. Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты.

Трудности переходного возраста.

Как предупредить употребление подростками

психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

классный руководитель, медицинский работник, 

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок.

Подростковый возраст: проблемы полового созревания.

Трудности общения.

Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.

Любовь и дружба в подростковом возрасте. Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях:

безопасное поведение.

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье.

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

классный руководитель, медицинский работник

8

Как    научиться   понимать    и        принимать подростка?

О родительском авторитете.

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа:       удовольствие       или наказание?

классный руководитель, медицинский работник

 

 

Заместитель директора по ОД                      Воронкова О.А.

 

свернуть

Цели и задачи Родительского университета

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

свернуть

В помощь педагогам